Рынок дизайна интерьеров

Рынок интерьерного дизайна — понятие в отечестве новое и окончательно не устоявшееся, хотя в наше время основной вектор проектно-строительной практики уверенно показывает в этом напрвлении.

 

Рынок интерьерного дизайна — понятие в отечестве новое и окончательно не устоявшееся, хотя в наше время основной вектор проектно-строительной практики уверенно показывает в этом напрвлении.


УЧАСТНИКИ РЫНКА

Услуги по проектированию интерьеров, предлагаемые сегодня, можно классифицировать по нескольким параметрам. Прежде всего, по тому, кто предоставляет эти услуги: художники или архитекторы. Художники, занима-ющиеся интерьером, составляют меньшую часть. Их интерьеры более разнообразны и изобретательны. Но из-за того, что зачастую им не хватает специальных строительных знаний, они стараются не заниматься проекти-рованием, предпочитая им прикладные оформительские работы — настенную роспись, мозаику, керамику, художественный текстиль, витражи и тому подобное.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сегодня в Украине существует более 250 фирм, занимающихся в той или иной степени дизайном интерьера, не считая одиночек, для которых это занятие непостоянно. Около 80% дизайн-фирм находится в Киеве в связи с тем, что здесь осуществляется 75% строительных и ремонтных работ. Подавляющее большинство дизайн-фирм занимаются проектированием интерьера одновременно с какой-нибудь другой деятельностью. Это обусловлено, в основном, отсутствием сформировавшегося рынка заказов на эти услуги и, как правило, эта деятельность связана либо со строительными услугами, либо с торговлей мебелью, строительными материалами, различным элементами интерьера — жалюзи, гардинами, каминами, картинами, вазами и т.п. В некоторых случаях такие услуги оказывают рекламные агентства, да и вообще все, кто имеет какое-нибудь отношение к дизайну или чему-нибудь похожему.


СИТУАЦИЯ

Несмотря на то, что предложений много, выбирать-то особо не из чего. В большинстве своем предлагаемые услуги низкого качества из-за отсутствия узкой спецализации, предполагающей распределение труда. Среди тех, кто имеет отношение к строительству, почему-то сложилось мнение, что дизайну интерьеров учиться не нужно — достаточно иметь хороший вкус и несколько московских журналов SALON. Вот и выходит, что самым главным дизайнером случается прораб. Существует реальная опасность того, что из-за низкого профессионализма псевдодизайнеров формируется искаженное и упрощенное представление об этой непростой области прикладного искусства. Среди многообразия дизайн-фирм можно выделить несколько групп. Данная классификация относится именно к общепринятому интерьерному дизайну, а не к другим видам проектных или оформительских работ.


ДИЗАЙН-БЮРО

Первая группа — самая малочисленная, но, похоже, имеющая самые большие перспективы. Это фирмы, которые занимаются исключительно дизайном, без отвлечения на всевозможные смежные направления. Узкая специализация дает возможность более глубокого изучения этой области прикладного искусства. А комплексный подход к интерьеру позволяет таким фирмам выступать консультантами смежников — архитектурных бюро, строительных организаций и т.д. Такая интеграция архитекторов и дизайнеров распространена во всем мире.


АРХИТЕКТОРЫ-ДИЗАЙНЕРЫ

Вторая группа — это архитектурные мастерские, которые заодно с архитектурным проектированием занимаются и проектированием интерьеров. Как правило, само декорирование интерьеров для представителей этой группы является вторичным занятием. Основное внимание уделяется работе с планом, с фасадами, с коммуникациями. И как результат, в силу отсутствия комплексного подхода к оформлению интерьера, упускаются детали. Из-за этого интерьер часто имеет печать академизма и сухости. Выходом из этой ситуации является сотрудничество с художниками-дизайнерами или хотя бы с художниками-декораторами. Хочется все же отметить, что некоторые архитектурные мастерские достигают таки определенных успехов в проектировании интерьеров офисов, магазинов, общественных зданий. Но, к сожалению, шедевров в области интерьера у нас пока не встречалось, хотя почерк талантливого архитектора при работе с пространством всегда заметен. Кроме персональных архитектурных мастерских, к данной группе можно отнести архитекторов при крупных девелоперских строительных компаниях.


\»ДИЗАЙНЕРЫ ПРИ МАГАЗИНАХ\»

Третья группа — это дизайнеры-консультанты при различных магазинах и салонах. Услуги дизайнера в этой ситуации позволяют легче продавать дорогую мебель или строительные материалы. Кроме того, клиенту такого салона оказываются дополнительные сервисные услуги, причем бесплатно. К этой же группе можно отнести дизайнеров при всевозможных магазинах и салонах строительных материалов, при салонах, продающих гардины и т.п. Как правило, профессиональный уровень таких консультантов не очень высок, а информация для клиентов сводится к перечислению преимуществам отдельных отделочных материалов, мебели, или чего-либо другого, имеющемуся в продаже в этих магазинах. В этой же группе следует помянуть консультантов при фирмах, занимающихся продажей жалюзи, которых почему-то тоже называют дизайнерами.


ДИЗАЙНЕРЫ-СТРОИТЕЛИ

Четвертая группа — это дизайнеры в строительных организациях, занимающиеся так называемыми „евроремонтами\» или ремонтами хорошего класса. Такие организации имеют возможность держать дизайнера или архитектора на зарплате. При этом декларируется, что проект интерьера будет бесплатным в случае заказа ремонтных или строительных работ в данной фирме. Но бесплатным-то его трудно назвать. Стоимость проекта просто входит в общую стоимость работ. А из-за того, что дизайнер в этом случае материально зависим от строителей, качество проекта только проигрывает. Иногда бывает, что строительные организации используют слово „дизайн интерьеров\», как показатель некоторой „крутизны\», как рекламный трюк. В таких организациях, обычно, нет постоянных дизайнеров. Для каждого проекта приглашаются дизайнеры со стороны.


СПРОС

Заказчиков можно условно разделить на две категории. Это частные заказчики и корпоративные заказчики. Част-ные закзывают дизайн квартир или коттеджей, корпоративные, как правило — офисов, магазинов, кафе, ресто-ранов, дискотек и т.д. Как уже упоминалось ранее, устойчивый спрос на такого рода услуги еще не сформировался. К услугам дизайнеров прибегают, в основном, те люди или фирмы, доходы которых превышают средний уровень, да и то далеко не все. Главной причиной сложившейся ситуации является ряд ошибочно сложившихся стереотипов мышления. Первый, и самый широко распространенный стереотип — к услугам дизайнера обращаться не стоит из-за того, что с таким пустяком легко можно справиться самому. Как правило, результатом этого становиться разочарование, наступающее после того, как встречаешь по-настоящему профессионально оформленный интерьер.


ВЫГОДЫ

Второй стереотип — услуги дизайнера очень дороги. Почему-то считается, что они лишь увеличивают расходы по ремонту или строительству. Это не совсем верно. Если это работает профессионал, то произойдет меньше оче-видных и дорогих ошибок, исправлять которые стоит очень не дешево. Эти ошибки касаются как таких „мелочей\», как выбор аксессуаров, так и более крупных вещей, таких, например, как выбор недвижимости для покупки. Это как раз тот случай, когда „скупой платит дважды\». В-третьих, многие просто не знают, в чем заключаются работа дизайнера, зачем он нужен, где его найти.


ТЕНДЕНЦИИ

Основной тенденция интерьерного дизайна — выделение профессии в особую область прикладного искусства со своими законами. Поэтому будущее — за комплексными проектными структурами, включающими в себя профессионалов самых разных специальностей. Следующей тенденцией на отечественном рынке является постепенное „привыкание\» заказчиков к самой идее дизайна и желательности его применения. Здесь следует отметить ежегодный рост числа фирм, занимающихся интерьерным дизайном. С другой стороны, многие фирмы, которые занимались этим ранее, после короткого периода работы исчезают с рынка. И действительно! — интерьерный дизайн является не таким уж простым делом, как кажется на первый взгляд и требует к себе внимательного отношения, постоянной практики и совершенствования.

 

Выбираем интерьер по гороскопу
Инструкция по работе с искусственным акриловым камнем